Процесс ликвидации юридического лица в общем регламентируется несколькими нормативно-правовыми актами: специальным Законом Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей”, Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины. Кодексами предусмотрены общие положения относительно ликвидации, при этом специализированный Закон конкретизирует эту процедуру.
Анализ указанных нормативно-правовых актов показывает, что процедура ликвидации может быть произведена в различных ее видах: собственно ликвидация, слияние, присоединение, разделение, превращение.
Наиболее же часто встречающийся вид осуществления этой процедуры – прекращение юрлица путем проведения ликвидации по решению собственника.
Если рассмотреть процедуру ликвидации на примере наиболее часто встречающейся формы юридического лица (общества с ограниченной ответственностью), то прежде всего стоит обратить внимание, что первым делом необходимо правильно оформить грамотно составленным протоколом решение собственников юридического лица, в случае ООО, это общее собрание участников.
Обратите внимание, что решение о ликвидации должно отображать сведения о ликвидационной комиссии или ликвидаторе, которые, собственно, и будут «вести» процедуру ликвидации до ее логического завершения. Кроме того, следующим важным моментом будет отображение в тексте протокола срока и порядке для обращения кредиторов относительно каких-либо требований к юридическому лицу, ведь если не указать либо некорректно отобразить указанную информацию, то государственный регистратор сможет попросту не принять такой документ, что повлечет необходимость в его переделывании, а такая процедура, в свою очередь, повлечет хлопоты по организации и проведению собрания участников, оформлению и подписанию документации. Конечно же, дабы избежать возможный неприятностей, вопрос о подготовке и подписании протокола следует решать с привлечением квалифицированного юриста.
Следующим шагом после грамотного оформления протоколом решения собственников о прекращении юридического лица, будет визит в специально созданный орган по вопросам регистрации – отдел государственных регистраторов регистрационной службы, а проще говоря к государственному регистратору.
Здесь Вам нужно быть не только внимательными в подготовке пакета документов, которые Вы будете подавать регистратору, но и заранее уточнить как график работы регистрационной службы, так и наличие или отсутствие необходимых условий для внесения регистрационного платежа (сбора), учесть такие вопросы как наличие или отсутствие очередей, наличие или отсутствие возможности отксерокопировать документы и т.п. моменты, которые неизбежно возникают в процессе общения с госрегистраторами и поэтому хорошо известны тем юристам, которые часто занимаются вопросами регистрации, ликвидации, внесения изменений в уставные документы и т.п.
Подать решение юридического лица о его ликвидации может как непосредственно руководитель так и лицо, действующее по доверенности. Приняв документы, регистратор вносит в Единый госреестр информацию о том что данное юридическое лицо находится в процедуре ликвидации, при этом параллельно в специальном печатном издании размещается информация (объявление) о ликвидации и соответственно начинается срок для обращения кредиторов с каким-либо требованиями к ликвидируемому юридическому лицу.
Пока идет срок для предъявления претензий кредиторов, необходимо позаботиться о закрытии банковских счетов ликвидируемого юридического лица, провести необходимые инвентаризационные мероприятия относительно имеющегося имущества, разрешить организационные вопросы относительно взаиморасчетов с персоналом и оформления документации по увольнению, провести инвентаризацию имущества.
Одновременно, органы фискальной службы и Пенсионного фонда Украины проводят комплекс мероприятий относительно определения наличия или отсутствия задолженности по налогам, сборам, ЕСВ и т.п. мероприятия, направленные на определение выполнения ликвидируемым юридическим лицом своих обязательств перед бюджетом и фондами.
После указанных процедур, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается собственниками ликвидируемого юридического лица, подытоживается сумма предъявленных кредиторами требований, исходя из которой производится расчет с ними.
На этом этапе Вам придется произвести повторный визит к госрегистратору, для того чтобы по результатам проделанной с первого визита работы, предоставить заполненную регистрационную карточку по форме 7 (на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации или на основании судебного решения относительно прекращения юридического лица, несвязанного с банкротством); предоставить выданные органами фискальной службы и органами Пенсионного фонда Украины справку об отсутствии задолженностей перед ними; предоставить справку о передаче дел длительного хранения в архив.
Государственный регистратор принимает указанные документы, проверяет их на полноту и правильность оформления и заполнения, после чего вносит в Реестр данные о проведении регистрации прекращения юридического лица путем ликвидации, в подтверждение чего заявителю вручается уведомление о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица.
Таким образом процесс ликвидации не так прост, как например процесс регистрации предприятия, поэтому, приняв решение о закрытии своего бизнеса и ликвидации своего юридического лица, не будет лишним если на всем этапе такой процедуры специалисты окажут Вам необходимую помощь.